ГБОУ гимназия им. С.В.Байменова
города Похвистнево 

Детский суицид – родители, будьте бдительны!

 

            Самоубийство и попытка суицидов среди детей – проблема особо острая и шокирующая. Чаще всего самоубийства совершаются подростками в возрасте 14-17 лет, то есть в период  наиболее неустойчивого психического состояния.  Хотя есть  случаи лишения себя жизни младшими школьниками или дошкольниками.

            Суицид – это процесс, а не событие. Это не проблема, а попытка разрешить проблему. Для того чтобы родители не остались один на один с тревожащей темой, мы хотим познакомить их с основными причинами и мотивами возникновения суицидального поведения у детей. Их можно разделить на четыре группы.

             Первая и основная группа причин связанная с особенностями самого подросткового возраста, которые рассматриваются как фактор риска формирования разрушительной стратегии взаимодействия с миром.

            Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, к своим возможностям. Влияние родителей с возрастом уменьшается, а сверстников нарастает. Подросток хочет быть принятым другими, причем с теми своими особенностями, которые он сам ценит в себе.

            Протестные реакции, склонности к риску, повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние. Для подростков характерно преувеличенное представление о резервах собственного здоровья и своих физических возможностях.

             Тяжело переживаются подростками проблемы, связанные с половым созреванием. Обычно недостаточно серьезное, насмешливо-снисходительное отношение взрослых к первым проявлениям чувств, любви у них становится проводом для глубоких конфликтов, толкающих их на опасный путь. Это может проявиться в страхе перед миром и во враждебности к нему, а иногда и привести к попытке суицида.

             Существенным фактором формирования неадекватного поведения подростка может стать недостаток информации о том, что с ним происходит и какие могут быть последствия.

            Вторая группа, связанная с определенными индивидуальными и личностными качествами подростков, их личностной незрелостью, низкой самооценкой, несамостоятельностью, зависимостью, неуверенностью в себе. Если ребенок сталкивается с проблемами, с которыми не умеет или не хочет справляться, то он усиленно ищет какой-то способ разрядки терзающего его напряжения. И реализоваться оно может как позитивно, так и негативно.

            Третья группа причин, связанная с семейными проблемами.Это, во-первых, частые конфликты или пребывание семьи в состоянии кризиса. Во-вторых, неумелость и непоследовательность в воспитании, гипо- или гиперопека, материнская или отцовская депривация и как следствие формирование независимой личности, склонных к аддикциям.

            Четвертой группой причин суицидального поведения являются собственно социальные причины, т.е. реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке. В последнее время одной из причин попыток суицида стали неудачи при сдаче ЕГЭ и напряженные отношения с учителями. Что касается возрастных различий, то для предпубертатного периода характерны скорее причины семейного характера, а для пубертатного – «любовные» и «сексуальные». 

            Рассмотренные выше причины формирования суицидального поведения не исчерпывают всей сложности проблем. Включенный в сложную систему социальных, экономических, семейных отношений подросток испытывает действие самых разных факторов, которые могут способствовать совершению неадекватных поступков.

            У специалистов, работающих с детьми, нет шансов помочь семье изнутри. Как нет и способов устранить все социальные проблемы. Но есть возможность сотрудничать с родителями и помогать им делать шаг навстречу собственным детям.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЕСЛИ ИХ ДЕТИ СКЛОННЫ К СУИЦИДАЛЬНЕОМУ ПОВЕДЕНИЮ.

  • Побеседовать с ребенком.
  • После спокойного разговор следует предложить ребенку встречу с психологом (психотерапевтом) для оказания адекватной в данном случае профессиональной помощи.
  • Найти информацию о том, где можно встретиться с квалифицированным психологом по данному вопросу в данной территории.
  • самому родителю тоже необходимо посетить психолога, а при необходимости пройти курс психотерапевта с целью формирования адекватных взаимоотношений с ребенком.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ

  • Первый разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что ваши подозрения не напрасны.
  • Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос – такой способ не будет иметь необходимого результата, так как ребенок, ощущая враждебность родителей, ничего не расскажет или же, напротив, совершит рецидив.
  • В то же время вам следует говорить уверенно. Это даст ребенку ощущение, что ему есть на кого опереться, что рядом есть доброжелательный любящий человек, который готов прийти на помощь.
  • Следует показать ребенку, что несмотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
  • Конечной целью разговора должна стать договоренность с ребенком о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. И все же нам  кажется, что тебе стоит обратиться за помощью к специалисту, который имеет опыт решения таких вопросов».
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»